Настоятель храма

Протоиерей Андрей Дорогобид, является настоятелем прихода святителя Иннокентия, Митрополита Московского. Для лучшего представления о нашем батюшке, предлагаем вам статью , которая вышла в журнале «Врата» ( апрель 2015 г):

Протоиерей Андрей Дорогобид:“ЖАТВЫ МНОГО, А ДЕЛАТЕЛЕЙ МАЛО…”

...Эти слова Спасителя – точная характеристика современной жизни Церкви, когда к вере приходит все больше людей, а священников на приходах
по-прежнему не хватает. Кто такой пастырь и как выразить меру своего призвания? Что характерно для современной церковной жизни?
Какова именно та жатва, к которой приступает делатель на ниве церковной сегодня?
Своим опытом и мыслями по этому поводу делится протоиерей Андрей Дорогобид – настоятель прихода святителя Иннокентия (Вениаминова)
в поселке Энергетик города Братска.

— Отец Андрей, откуда Вы родом, расскажите о семье.

— Родился я в Донецкой области, город Украинск. Мы переехали в Сибирь в 1984 году, родителей потянуло на заработки, сначала в поселок Кова — сто километров по Кодинской трассе, затем перебрались в Братск. У меня есть старший брат Сергей, родители мои простые труженики, папа — тракторист, мама работала на стройке. В школу я начал ходить уже в Сибири, закончил девять классов в тридцать четвертой школе ж/р Энергетика, потом — училище № 63, моя профессия: «Тракторист-экскаваторщик». После армии отучился в Братском университете по специальности: «Экономика в строительстве».

— Нужная специальность, это помогает сейчас в строительстве храма?

— В Церкви — своя специфика. Помимо всего прочего, здесь важна Благодать Божия, воля Божия, которая, так сказать, врезается в волю человеческую. Мы хоть какие можем построить планы и графики, но… Человек предполагает, а Господь располагает.

— Каким был Ваш приход к вере? Когда это было? С какими-то особыми обстоятельствами связано?

— Отец моей мамы прислуживал в церкви, работал кузнецом и всегда помогал при храме, сана священнического не имел. Остались в памяти мамины рассказы, что соседка просфоры для храма пекла. На Украине, в глубинке верность церковным традициям, православная культура долго сохранялась, несмотря ни на какие советские запреты. У бабушки моей, сейчас вспоминаю, была икона большая, писаная, трех святителей. Бабушка всегда говорила: смотри, веди себя хорошо, от Господа не утаишься. Я на другом конце деревни что-то натворю, а в деревне информация быстро передается, приду домой, начинаю перед бабушкой юлить, а она уже все знает, тебе расскажет, как все было, и напомнит: «Бог все ведает». Постепенно что-то откладывалось в душе, формировалось мировоззрение. В училище у нас педагог по спецтехнологии был, мы его провоцировали: зададим вопрос, чтобы от темы урока отвлечь, и он нам много про Христа рассказывал – притчи, о том, что нужно людям помогать, еще что полезное. Мы начинали задумываться об этом, поступки свои соизмерять. В храм не ходил в то время, но внутри зрело желание, интерес — попасть, посмотреть, но Господь как-то не допускал. Желание постепенно укреплялось. В армии были особые моменты, когда вспоминал о Христе, пытался молиться. После службы вернулся в Братск, попал на работу в ОМОН – я же спортом занимался. Товарищ у меня был, Владимир Николаевич Фролов, он пошел в церковь, начал помогать в храме Успения Пресвятой Богородицы у отца Павла. Рассказывал об этом, мне было интересно, постепенно и я стал посещать храм.… Это был 1998 год. Господь привел. У меня в жизни так получилось: 23 июня я женился, жену мою Наталья звать, а через три дня я в армию ушел. Я служил в Северске Томкой области, мы охраняли ядерные объекты, рота особого назначения была, за месяц закончил курс молодого бойца, прошел отбор. Хотя в армию вообще брать не хотели, нашли плоскостопие, еще там по мелочи что-то. Помню свое состояние, когда мне вынесли вердикт: «К армии не годен», — до слез было обидно. Я же весил сто килограммов, боксом занимался, качался, мышцы такие были — и тут… Ну и назначили свадьбу, раз в армию не берут, как раз на 23 июня. А военком посмотрел на меня на повторной комиссии и говорит, что если таких в армию не брать, то кто вообще служить будет. И я после свадьбы сразу в путь… Для жены, конечно, был шок… Отправили меня в линейную роту. Анализирую сейчас, как Господь вел своим путем. Служба была такая: охрана атомного объекта, пост и караул на четыре часа, в любую погоду: холод, жара, ветер – не важно, тайга вокруг. Теперь этот опыт помогает: стоишь перед престолом, невзирая на свое внутреннее состояние, здоровье-нездоровье, армейская подготовка пригодилась, особым путем Господь привел меня к этому. И работа в ОМОНе пригодилась тем, что в праздники у всех выходной, а мы в охране, в усилении. Сейчас тоже воскресения отданы Богослужению, это воспринимается как должное. Господь нас готовит по шажочкам к служению.

В этом здании находится храм святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского в п. Энергетик

— Почему одним из направлений Вашей деятельности выбрано казачество?

— По маминой родне были казаки, у меня два прадеда погибли в Первой мировой войне 1914 года, сведения об их месте и обстоятельствах гибели разыскать не удалось, остались фотографии, где прадед в военной форме, с шашкой… Поэтому выбор не случайный, Господь приводит, и душа отклик находит – есть генная память, все наши предки живут в нашей душе, наша память формируется из того, что каждый, кто до нас жил, что-то свое привнес, и мы с этим живем. Многое  не само по себе получается, а от предков досталось. Казачество – это особое мировоззрение, дисциплина, культура. Казак — человек, который с оружием в руках защищает веру, защищает Отечество. Человек, который нюхал порох и слышал свист пуль, умеет молиться и знает, что его ведет Бог.

— Батюшка, приход, созданный Вами, существует пятый год, расскажите, как, на каких принципах он формировался?

Начиналось все гораздо раньше, лет тринадцать назад, когда отец Павел определил мне направление – работа в православной гимназии, здесь, в Энергетике. При гимназии создали Центр военно-патриотического воспитания «Ладья». Располагались мы в здании детского сада, но он необходим был для детей-дошкольников из-за очереди в детские сады. Отцу Павлу удалось договориться с администрацией города о выделении здания по ул. Макаренко, 22 под православную гимназию. В короткие сроки надо было приводить помещение в нормальное состояние, делать колоссальный ремонт, чтобы получить лицензию, устроить все по нормам образовательной деятельности, а потом еще ведь и содержать требовалось. Задачи изначально открывать приход не стояло, но экономические проблемы по ремонту и содержанию привели к решению открыть на первом этаже часовню, а второй этаж использовать для обучения. Владыка Вадим в 2007 году приезжал, освятил часовню, благословил строить алтарь с престолом. Для этого сделали пристрой на первом этаже. Постепенно формировался приход на основе прихожан Свято-Успенского прихода Падуна, многие из которых живут в Энергетике. Были сомнения: надо ли два прихода? Решили — надо, чтобы была возможность тем, кто живет поближе, посещать храм. Что поделать, люди мы такие: будет под боком — будем ходить, а будет далеко — можем и не собраться. Так и получилось: и в Падуне многие люди остались, и у нас прихожане появились.

Храм святителя Иннокентия (Вениаминова) в п. Энергетик. Интерьер

— А вот интересно, как сложился актив, костяк общины?

— Да общие дела сплотили, ремонт нужен, стены надо ломать, мусор таскать и вывозить, все делалось своими силами: казаки, которые в Центре «Ладья» были, молодежь активная, женщины… Фото в архиве осталось, когда женщины сидят, кирпичики отбивают. Интересное время было… Ну а бабушки – это само собой, они свои места у подсвечников заняли, помогают в храме. Молодежи туда тяжело пробиться (улыбается).

— Все-таки, прирастание прихода происходит оттого, что Вы ведете несколько направлений деятельности помимо церковного богослужения?

Надо понимать, как человек приходит в Церковь: мы же обыкновенные люди, мы же боимся ошибиться, не нравится, что нам делают замечания там, где мы и так неловко себя чувствуем. А когда постепенно движешься — побывав на мероприятии, приняв участие в его подготовке, — узнаешь что-то новое и полезное для себя и тогда тебе проще задать вопрос, тем более — в неформальной беседе, и начинаешь что-то понимать, к Церкви приближаешься, на службу приходишь. Да, это требует времени и путь более долгий, но — мягкий, нет надломов, надрывов в человеке. Разом человек приходит, если что-то случается в жизни, если беда. Такой человек не будет обращать внимания, делают ему замечания или нет, он пришел к Богу, ухватился за него, и ничто его не оторвет. А если нет такого горя, несчастья, трагедии, то пусть путь будет постепенным. Мой приход к Богу тоже был таким же: мой товарищ помог мне на первых порах, оберегал, наставлял меня. Я же горячий был, амбициозный, попробуй мне только сделать замечание (улыбается).

Подготовка к Рождеству

— Батюшка, какие у Вас направления деятельности, куда приходят люди, чтобы сплотиться?

— У нас в Центре «Ладья» несколько направлений: детское – с полутора лет детишки начинают заниматься с мамами вместе в группе раннего развития «Теремок». Познание идет через традиционные игры, потешки, забавы. В нашей культурной традиции есть такой глубокий пласт, накопленный нашими предками, то, что раньше в большой семье от бабушек передавалось, которые с детьми занимались. Сейчас это приходится возрождать несколько искусственными методами. Некоторые родители, копируя западные направления, развивают определённые способности ребенка, например, математические, нагружая его и тем самым лишая детства. А в «Теремке» используются игровые формы, игрушки, традиционная народная музыка; через образы, подходящие для определенного возраста, прививаются наши традиции, проверенные временем. Это легко связать с православием. Годовой Богослужебный круг, фольклорный год привязан к праздникам, культура формируется неотрывно от православия; тысячу лет до революции наши предки так жили, такие подвиги проходили, молиться умели, мирская форма жизни пропитана православием. Нам не надо ничего выдумывать, только равняться на традиции. Еще есть студия творчества «Радужный лоскуток» для детей от пяти до двенадцати лет, направление — детское творчество: лепка, поделки — все, что нравится и увлекает. Второе направление — военно- патриотическое. Мальчики с четырех лет начинают заниматься, плюс кадетский класс и старшая группа. Кадеты проходят четырехлетнюю программу обучения, начиная с пятого класса. Занятия каждый день с понедельника по пятницу — как дополнительное образование, при котором выбрано казачье направление, ну и – гуманитарные дисциплины: основы православной культуры, церковно-славянский язык, военная история.

Первые кадеты. 2012 г.

— Отец Андрей, расскажите о планах на будущее, о том, как вам удается совмещать служение, жизнь прихода, строительство

— У меня есть принцип – один в поле не воин. Мне помогают люди, которые меня окружают, активные, горящие, болеющие, неравнодушные. Самому невозможно все охватить, все сделать, но слава Богу — рядом люди, с которыми все под силу. Есть социальное направление, его ведет Ольга Ивановна Коваль. Есть кадетство, мне самому это очень интересно, я занимаюсь этим. Хотелось бы, чтобы был казачий кадетский корпус, отдельное здание, конюшня, свой тир с постоянным местом пребывания детей, где кадеты смогли бы жить, учиться и быть подальше от телевизора, ненужной пропаганды и т.д. Человек отрывается от ненужного и раскрывается душа его. Надо воспитывать в мальчишках будущих мужчин, воинов — защитников и служителей Отечества. Рядом с ними люди, которые горят этим делом — Юрий Иванович Емельянов, ему уже 60, а он еще казакует, возится с детишками. Есть Евгений Юрьевич Моисеев, который тоже немало прилагает сил, Юрий Геннадьевич Ливаньков. Поэтому очень важно, когда со священником рядом такие люди, которые хотят служить Церкви, своему Отечеству, а значит и планы строят на перспективу. Хотелось бы построить храм, который стал бы центром духовного, нравственного и патриотического воспитания. Администрация Братска выделила место в Энергетике между 6 и 7 микрорайонами под строительство храмового комплекса в честь святого благоверного князя Александра Невского, земли много для реализации этих планов. Еще необходимо здание воскресной школы, здание дополнительного образования, где могла бы собираться невоцерковленная молодежь, шла ориентация на патриотическое воспитание. Молодежью надо заниматься, иначе ею займутся другие…

Занятия группы раннего развития Теремок

Занятия группы раннего развития Радужный лоскуток

 

— Столько дел и задач, батюшка, а как восполняете силы?

— Восполняю силы в молитве, в казачестве, в песне. Да и сделанное радует: вот восьмого ноября нынешнего года случилось долгожданное событие. Епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан освятил крест, который установлен на месте строительства нового Храма во имя святого благоверного князя Александра Невского! Камень для закладки в основание нового храма и поклонный крест были доставлены и установлены казаками Свято-Александровского хутора Ангаро-Ленского окружного казачьего общества и кадетами Казачьего Кадетского Класса ЦТВПВ «Ладья». Весь личный состав Кадетского класса присутствовал на молебне и освящении креста. Его Преосвященство отметил, что среди присутствующих — очень много людей молодого возраста. А это значит, что храм нужен и молодому поколению, то есть будущему нашего города.

Выступление ансамбля Ладья

9мая

 

Материал подготовили Ю. Прямилова и Г. Загайнова

Перейти к верхней панели